Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из методической темы (проблемы) учреждения образования; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; посещение с обсуждением открытых учебных занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью педагогического работника, учреждения образования, уровнем владения педагогом научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в его педагогической деятельности; знанием педагога основ преподаваемой учебной дисциплины, вопросов дидактики, психологии, теории воспитания; соответствием содержания образования уровню подготовки педагога, а также анализом, выводами, результатами контроля за деятельностью педагога.
Важнейшими направлениями самообразования педагогов могут быть:
- изучение новых учебных программ и учебных пособий, уяснение их особенностей и требований;
- изучение дополнительного научно-методического материала;
- проведение самостоятельной работы по решению задач, организации лабораторных и практических работ, опытов, упражнений.
В области методики следует особое внимание уделять приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных учебных занятий по своей учебной дисциплине.
Средства самообразования: систематическое изучение новинок научно-методической, специальной и педагогической литературы, при этом могут делаться выписки, составляться конспекты или тезисы, картотеки.
План самообразования является личным документом педагога, поэтому не должно быть излишней регламентации. Методический совет, цикловые комиссии, творческие группы педагогов оказывают помощь в составлении или корректировании планов по самообразованию, заслушивают отчеты о ходе самообразовательной работы, обсуждают подготовленные материалы.
В методической копилке учреждения образования в помощь педагогу по самообразованию могут содержаться различные материалы из опыта коллег.
Работа педагога по самообразованию включает в себя:
- тему, которая должна отражать личностно-профессиональную проблему самообразования педагога;
- цель работы по самообразованию;
- содержание деятельности по самообразованию, а именно:
- изучение литературы по проблеме;
- изучение состояния проблемы на практике;
- проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умения);
- экспериментальная апробация собственных проектов;
- разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию.
Направления работы, формы работы
I. Изучение нормативной правовой документации, научно-методической литературы по проблеме.
II. Систематизация материала (конспект, библиография, таблица, оформление папки).
III. Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме (анализ документации, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогические исследования).
IV. Методический продукт (памятки, методические рекомендации, разработки, публикации, пособия).
V. Применение в практической деятельности:
- участие в организации и проведении образовательных мероприятий колледжа, республиканских мероприятий (семинары-практикумы, инструктивно-методические совещания, учебно-методические объединения, круглые столы, конференции);
- проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Составляющие процесса самообразования педагога: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт преподавателя является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Основными критериями самообразования педагогов являются:
- эффективность профессиональной педагогической деятельности;
- творческий рост педагогов;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться:
- с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога, - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить);
- направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач учреждения образования;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
раскрыть » / « свернуть